История архитектурной реставрации дореволюционной России |
24-12-2023 |
Ситуация на Волыни начала ощутимо меняться после событий 1863-64 гг, связанных с польским январским восстанием. Для утверждения лозунга «православие, самодержавие, народность» антипольская политика царизма стала целенаправленно распространяться русской администрацией на Волынь получила вскоре немалый вес. Одним из ее проявлений стало как раз то, что величественные и одновременно брошены на произвол судьбы церковные руины "древнерусского" происхождения стали наконец объектом пристального внимания высших властных мужей, впоследствии обеспечило реализацию ряда реставрационно-реконструктивных (назовем их так) проектов. Не говоря уже о многочисленных морфологические адаптации ликвидированных католических и греко-католических храмов соответствии с православными канонами (это отдельная, очень интересная тема).
Васильевская церковь в Овруче (оригинальное сооружение - 1190-е годы, подписка на поддержание храма - с 1860 г., реставрация - 1907 - 1911гг.; Архитекторы А.Щусев, П.Покришкин, В.Максимов, Л.Веснин, В. Леонтович )
Каждая из этих отреставрированных памятников имела свою давнюю историю. Как видим, две из них (Владимир и Овруч) происходили с XИИ в., Третья (Острог) иногда датируется ХV ст., Но скорее она была сооружена в первой четверти XVИ в. князем Константином Острожским [2].
Архитектурной истории этих уникальных памятников посвящен целый ряд специальных исследований. Однако в дидактическом реставрационном аспекте для нас более интересным выглядит сравнительно сопоставление их состояния непосредственно перед проведением реставрационных работ с полученным результатом. Интересно это еще и потому, что общая оценка этих работ среди современников не была единодушно положительной. Их характеристику как "... крайне возмутительные реставрации", дал в свое время К. Лукомский в известной работе "Хроника провинциального вандализма" [3].